Публикации

Александр Калягин: Нужны ли нам театральные колхозы?

В  «Российской газете» была опубликована статья Председателя СТД РФ Александра Калягина «Театр абсурда», посвященная вопросам «оптимизации» современной культуры. Читать статью

 

 

Прямая речь

Дискуссия не получилась

17 ноября я отправил в «Российскую газету» свою статью «Театр абсурда».

Меня, как и многих моих коллег, волнует, что в Москве, Санкт-Петербурге и уже в нескольких регионах активно начался процесс под названием «оптимизации», суть которого сводится к слиянию театров с целью сократить административный аппарат.

Статья вышла только 21 ноября с комментариями губернатора Тюменской области Владимира Якушева и Министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы Сергея Капкова, псковский губернатор от комментария отказался. Кроме того, читателям решили рассказать о том, как происходит дело в США, Франции, Германии.

В «парадных рапортах» советского образца, а именно так, на мой взгляд, выглядят комментарии уважаемых моих оппонентов, я не нашел ответов ни на один свой вопрос. Читать далее

Поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

Александр Калягин: Нужны ли нам театральные колхозы?

b_200_0_16777215_00_images_teatr600_default.jpg

В "Российской газете" была опубликована статья Председателя СТД РФ Александра Калягина "Театр абсурда", посвященная вопросам "оптимизации" современной культуры.

Редакция "РГ" получила статью народного артиста России и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина "Театр абсурда", в которой затронуты животрепещущие проблемы "оптимизации" современной культуры, в частности, процесс слияния театров. Как бывший сотрудник "Скорой помощи" автор также размышляет о слиянии клиник и медицинских учреждений. В самом ли деле "оптимизация" театров, слияние нескольких коллективов разного жанра и вида эстетической деятельности в одну административную контору является необходимым и разумным решением? Мы обратились за комментариями к руководителю Департамента культуры Москвы Сергею Капкову и к губернаторам Тюменской и Псковской областей, о которых шла речь в статье Калягина. К сожалению, псковский губернатор Андрей Турчак комментировать статью отказался: очевидно, он выше этих проблем или просто недосуг. А как осуществляется государственная поддержка театров в западных странах? Об этом рассказали собкоры "РГ" в США, Германии, Франции.

Не знаю, с чего начать. То ли молить о помощи и кричать: SOS! То ли громко провозгласить лозунг: "Долой театральную коллективизацию!" Звучит несколько смешно, в духе сатирических очерков Зощенко или Ильфа и Петрова. Они про абсурд писали и я про абсурд - все тот же неизбывный абсурд нашей жизни.

Абсурд под названием "оптимизация"!

Раньше при советской власти тоже проходили кампании "по улучшению" и все знали, если, скажем, кампания проходит в сельском хозяйстве, то, значит, будут падать удои молока или обязательно случится неурожай. "Улучшение" не сулило ничего хорошего во все времена, впрочем, и сегодня тоже.

Я не поленился, полез в Интернет и узнал, что термин "оптимизация" происходит от латинского слова optimus - наилучший... Само по себе слово "наилучший" вроде должно обнадеживать, но эффект возникает прямо противоположный: как только появляется фраза: "В целях оптимизации планируется...", то сразу становится ясно: надо готовиться к худшему. Вопрос: почему? Могу уверенно сам же и ответить: процессом под названием "оптимизация" управляют экономисты, причем во всех сферах бюджетного сектора, будь то образование, медицина или культура. Именно они являются идейными руководителями оптимизации, а для них наилучшие результаты могут быть отражены исключительно в столбиках цифр. Цифры - это единственный бог, которому они поклоняются. Все остальное их попросту не волнует, и судя по тому, как сейчас проходит реформирование в медицине, их мало волнует даже здоровье людей.

Хочу сразу сказать: я не против реформ, во многих сферах нашей жизни они давно назрели, но реформы нужны для того, чтобы действительно получить наилучший результат, а не сделать так, чтобы под откос была отправлена вся бюджетная сфера, на мой взгляд, все самые важнейшие ее составляющие, без существования которых становится уже не важным, сколько стоит доллар и какова цена на нефть. Я говорю о медицине, образовании, науке и культуре.

Итак. Первая оптимизация в отношении театров прошла в Тюмени.

В декабре 2013 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал распоряжение "О реорганизации государственных автономных учреждений культуры".

В результате было объединено пять учреждений культуры: филармония, драматический театр, театр кукол, ДК "Нефтяник" и Тобольский драматический театр. В итоге возникло Тюменское концертно-театральное объединение. Я пробовал этому помешать, написал письмо губернатору с просьбой не торопиться, сначала взвесить все "за" и "против", а потом принимать решение. Но я не был услышан, объединение произошло и, как мне известно, ничего хорошего из этого не вышло. Вот что говорит Сергей Осинцев, директор Большого драматического театра (Тюмень) в интервью в журнале "Театрал":

"Наш театр относится теперь к концертно-театральному объединению. Мы самыми первыми в стране прошли процедуру "слияния", и потому я хочу предостеречь других руководителей от каких-либо ошибок. Очень важно, чтобы ваше подразделение сохранило свой собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), поскольку именно этому аппарату и придется отстаивать финансовые интересы вашего подразделения. Ни одна "центральная бухгалтерия" или "центральная дирекция" сделать этого не сможет, поскольку будет преследовать не вопросы искусства, а цель заработать как можно больше денег".

"Ну, стали мы получать на 2 - 3 тысячи больше, а что в итоге?" - с горечью говорят наши тюменские коллеги. Но самое печальное, что этот негативный опыт никого не заставил задуматься, напротив, движение "театральная коллективизация" продолжается. Дальше появилась информация о слиянии Псковского академического драматического театра имени Пушкина, Театра кукол, филармонии и областного центра народного творчества (?!). Глава Псковской области считает, что необходимо создать единое театрально-концертное объединение, в котором будет один менеджер, один руководитель и централизованная бухгалтерия.

Но как же объяснить, что ничего хорошего из объединения областного центра народного творчества с Академическим драматическим театром не получится. Вопрос: почему я так в этом уверен? Отвечаю, так как все предельно ясно: у всех этих учреждений культуры совершенно разные художественные задачи и совершенно отличное друг от друга производство, совершенно разные потоки зрителей и совершенно иные способы информации и рекламы и т. д. и т.п.

Мне странно, что псковский губернатор Андрей Анатольевич Турчак, которого я знаю как мудрого дальновидного руководителя, этого не понимает. Ведь очевидно, что возникнет масса творческих и производственных проблем, а будет ли экономия средств от такого слияния, я не уверен.

Что главное для любого художественного организма - творческая самостоятельность, творческая свобода.

Первый вопрос: участвовали ли в разработке бизнес-плана по слиянию театров сами театральные деятели или всю схему просчитали наши бравые экономисты?

Второй вопрос: а может, и вовсе не существует этот бизнес-план?

Третий вопрос: кто и когда будет подводить итоги такого эксперимента?

Хорошо бы не откладывать. Ведь "театральные колхозы" растут как грибы после дождя, с такой активностью, которой могли бы позавидовать вожаки той, другой, исторической коллективизации.

Вот еще один яркий пример уже из театральной жизни нашей прекрасной столицы. Центр драматургии и режиссуры объединили с театром "Шалом" (?!). Уловить логику такого объединения при всем желании не могу. В легендарное помещение, где некогда творил бог оперной сцены Борис Покровский, приглашают на "соленый еврейский анекдот". Я представляю, какое недоумение вызвало бы такое дикое соседство у основателей театра Михаила Рощина и Алексея Казанцева, задумавших создать площадку для театрального эксперимента.

У меня еще один вопрос: почему-то их имена теперь отсутствуют в названии театра.

И пошло-поехало. По каким-то мне неведомым принципам произошло и объединение детского музыкально-драматического театра "А-Я" с "Москонцертом", к которому присоединены еще театр "Варьете" Московского мюзик-холла и Театр миниатюр.

"Эпидемия" театральных слияний дошла и до Санкт-Петербурга. И там тоже активно принялись объединять театры. И что делать? Это же эпидемия, может быть, не такая страшная, как эпидемия лихорадки Эбола, поскольку человеческим жизням напрямую не угрожает, но жизнедеятельности российских театров точно угрожает.

Вопрос: почему при реформировании той или иной сферы всегда отсутствуют те, кто непосредственно в них работает: в образовании - те, кто учит, в медицине - те, кто лечит, в культуре - те, кто ее создает.

Я очень переживаю за процесс "оптимизации", который проходит в театрах страны, но я с тревогой наблюдаю и за тем, что происходит в медицине. Ведь по первому образованию я медик - в свое время закончил медучилище, работал в больнице, фельдшером на "Скорой помощи". Я столько видел человеческого горя и знаю не понаслышке, как хрупка человеческая жизнь, как иногда важна каждая минута, чтобы успеть спасти. А сейчас, как сообщают средства массовой информации, сокращается количество больниц, увольняют опытных врачей, сводят до минимума бесплатную медицину...

Калягин на сцене

Ноябрь

11 ноября (19.00)

Буря

14 ноября (19.00)

Король Убю

16 ноября (18.00)

Лица

21 ноября (19.00)

Подавлять и возбуждать

26 ноября (19.00)

Ничего себе местечко для кормления собак

29 ноября (19.00)

Шейлок

 

Калягин на радио

Авторская передача Александра Калягина «Отзвуки театра»

Радио России, воскресенье, 11.30
Слушать